Последние пару лет реальная зарплата в Эстонии растет — это частично выражается в росте покупательной способности населения, но вместе с тем более 20% жителей нашей страны живут в относительной бедности, и эта цифра с каждым годом только увеличивается.
Мало того, в случае одновременного роста зарплат и роста цен покупательная способность населения может даже снизиться, поэтому при расчете реальной зарплаты из роста зарплат вычитается рост цен.
«И в действительности рост реальной зарплаты оказался, скорее, умеренным», – отметил главный аналитик Департамента статистики Сийм Круселль в передаче „Uudis+“ .
Наиболее высокие зарплаты по-прежнему чаще встречаются в финансовом секторе, сфере инфотехнологий и связи, в производстве электроэнергии. Наиболее низкие зарплаты — в сфере общественного питания, обслуживания и гостиничного хозяйства. Разница в зарплатах порой трехкратная.
К сожалению, более одной пятой части населения Эстонии живет в относительной бедности. Количество рабочих рук сокращается, во многих местах отмечена нехватка рабочей силы. Казалось бы, это должно привести к росту зарплат, но почему тогда более 20% жителей живут в относительной бедности?
Доля детей, живущих в очень стесненных материальных условиях, в 2012-2014 годах в Эстонии значительно уменьшилась. О материальной стесненности речь идет там, где люди не могут себе позволить минимум четыре вещи из перечисленных:
1. Оплата аренды жилья и коммунальных услуг;
2. Достаточное отопление жилья;
3. Непредвиденные расходы;
4. Мясная, рыбная или другая равноценная белковая пища через день;
5. Недельный отпуск за пределами дома;
6. Автомобиль;
7. Стиральная машина;
8. Цветной телевизор;
9. Телефон.
Из всех семей с детьми в 2014 году в условиях материальной стесненности жили по большей части родители-одиночки с детьми и многодетные семьи. Из детей младше 18 лет в таких условиях жили в прошлом году 5,7%.
На первый взгляд, если безработица снижается, занятость растет, зарплаты растут, но число бедных тоже растет — в этом есть что-то неправильное.
«Нет ничего неправильного, – говорит Круселль. – Общий показатель относительной бедности показывает расслоение общества. Если сравнить семьи с разным количеством детей, то наибольшему риску бедности подвергаются семьи с родителями-одиночками и многодетные семьи, а наименьшему риску — например, полные семьи с двумя детьми».