Расположенная в Ласнамяэ школа по интересам Тондираба во время чрезвычайного положения в стране перестала брать с родителей учеников оплату за кружки (такое решение приняла мэрия), но попросила их помочь пожертвованиями. После того, как мать одного из учеников решила пожертвование не делать, контракт с ней был разорван, а ребенка лишили возможности заниматься. Руководство школы уверяет, что причина такого шага в оскорблениях со стороны родительницы.
Об этом сегодня пишет rus.err.ee.
По словам матери ребенка (имена и фамилии обоих нам известны — прим. rus.err.ee), 13 апреля она получила от директора школы письмо, в котором тот просил ее и других родителей сделать школе пожертвование. Конкретно в ее случае речь шла о сумме в 30 евро — именно столько она платит за занятие своего сына английским языком в месяц.
«Учитывая сложное положение, в котором из-за чрезвычайной ситуации оказались многие жители столицы, Таллинская мэрия приняла решение временно не брать с родителей плату за обучение в муниципальных школах по интересам. В том числе, и в том случае, если занятия продолжаются в онлайн-режиме. Разумеется, нагрузка на муниципальный бюджет и, как следствие, бюджет нашей школы при этом возрастет, поскольку мы продолжаем выплачивать зарплату педагогам. Поэтому если вы в данной непростой ситуации готовы поддержать школу и, в первую очередь, ваших учителей, вы можете перевести пожертвование за онлайн-обучение, в котором принимает участие ваш ребенок», — говорилось в письме директора.
Женщина делать пожертвование отказалась. По ее словам, 17 апреля с ней связалась учительница английского языка и сообщила, что если до 20 апреля школа не получит пожертвование, то занятия с ее сыном будут прекращены. Якобы, так решил директор. Женщина проконсультировалась с Департаментом образования, в котором ее заверили, что родители сейчас освобождены от оплаты кружков. После этого она отправила смс-сообщение учителю, в котором написала, что считает «вымогательство недопустимым». В ответ на это учитель сообщила, что школа приостанавливает занятия с ее сыном.
После этого мать ребенка обратилась за объяснениями к директору школы, написав ему письмо по электронной почте. В ее письме от 18 апреля было отмечено в том числе следующее: «Учитель сказала, что вы приказали поставить условие, либо я оплачиваю «пожертвование», либо занятия прекращаются. Что было также подтверждено смс-сообщением с ее стороны. Именно ваша ложь и вымогательство, завуалированное под «добровольное пожертвование» вынудило меня обратиться с жалобой в Департамент образования. Ваше требование идет вразрез с заявлением мэрии Таллинна. Считаю, что чиновники должны дать этому случаю свою оценку».
После этого директор ответил, что ввиду «оскорбительного письма и обвинений в адрес учителя и школы» договор с ней расторгается в одностороннем порядке.
Мать обратилась с жалобами к городским властям, попросив дать оценку правомерности требования пожертвования и отказа от предоставления дистанционного обучения в случае его неуплаты, а также восстановить сына в школе. Жалоба ушла как в мэрию, так и городскому омбудсмену. Она убеждена, что никаких оскорблений ее слова не содержали.
По словам директора школы по интересам Тондираба Сергея Пчелкина, проблема родительницы конкретного ребенка не в том, что она не стала делать пожертвование, а в том, что начала обвинять как учителя, так и руководство учреждения.
«Она обвинила школу и учителя в вымогательстве. Как только в ее письме прозвучали такие формулировки, я решил разорвать договор. Учитель также был оскорблен. Это педагог со стажем. Услышав в свой адрес обвинения в вымогательстве и во лжи, она сказала мне, что работать с сыном этой женщины не будет. Ввиду всей это ситуации она попросила предоставить ей основной отпуск. Я ей пошел на встречу, она вернется уже тогда, когда будет возобновлена контактная работа», — сказал Сергей Пчелкин ERR.
На вопрос, имела ли право учитель намекать родительнице на необходимость в обязательном заплатить пожертвование, Пчелкин ответил, что, возможно, она поторопилась.
«Наверное, нужно было прежде всего поговорить со мной о том, как действовать себя в этой ситуации, не принимая какого-то поспешного решения. Может, стоило лично встретиться с родителем и так далее», — говорит директор.
При этом он уверен, что в этой ситуации права школа. По его словам, деньги школа не вымогала, а лишь попросила родителей помочь ей в сложное время.
«Некоторые родители были не в состоянии оплатить счета за март. За март мы выставляли счета за полмесяца. У некоторых родителей возникли проблемы с оплатой, мы им сказали, что ничего страшного, мы подождем, пени никто вам выставлять не будет, — говорит Пчелкин. — То же самое касается и тех, кто не перечислял пожертвования. Некоторые родители говорили, что они помочь не могут. Мы отнеслись к этому с пониманием».
По словам Пчелкина, всего в школе около 2000 учеников, но в дистанционной работе участвуют примерно 200. «Родители более половины из них пожертвования сделали».
Он также уверяет, что школа просила пожертвования и до кризиса, а в нынешней ситуации письмо с просьбой о помощи было составлено совместно с мэрией. «Этот текст составляла и высылала нам мэрия», — подчеркивает Пчелкин.
«Многие родители сами выражали готовность продолжать платить за кружки. Мы же со своей стороны воспользовались этой системой пожертвований, с помощью которой родителям дана возможность поддержать школу. В письме им вся ситуация была подробно разъяснена», — отмечает Сергей Пчелкин.
Белобровцев: пожертвования должны быть добровольными
В мэрии Таллина уверяют, что они с инициативой о пожертвованиях не выступали.
«Некоторые школы поинтересовались, могут ли они спрашивать у родителей пожертвования в ситуации, когда оплата за кружки отменена. Понятно, что школы нуждаются в средствах. Плата за занятия — это серьезная часть их доходов. Город не был инициатором такого шага, но и не возражал», — говорит вице-мэр Вадим Белобровцев.
В то же время он подчеркивает, что пожертвование — это дело сугубо добровольное.
«Для нас главное, чтобы родители понимали — делать пожертвования они не обязаны. Делать их следует только в том случае, если они действительно хотят поддержать школу и учителей. Но это не так уж принципиально, поскольку зарплаты учителей школ по интересам остаются прежними, если не будет никаких урезаний. Поэтому здесь больше вопрос в том, какой собственный доход заработает школа по интересам, и насколько она сможет его в дальнейшем использовать», — отмечает Белобровцев.
Комментируя описанный в статье случай, он сказал, что полной информации об инциденте у него пока нет.
«Мы этот случай сейчас рассматриваем. Директор школы по интересам Тондираба объяснил, что занятия с этим учеником прекратились по причине ухода в отпуск учителя. Что там было дальше, мне пока сказать сложно. Но в ближайшие дни мы с директором эту тему еще раз обсудим, выясним, в чем там дело и примем решение», — говорит вице-мэр Таллинна.
По словам Сергея Пчелкина, ребенок, который остался без уроков английского языка, ни в чем не виноват.
«Но между родителями и школой должно быть сотрудничество. А то получается так, что родитель нас обвиняет в вымогательстве, а мы обучаем его ребенка. Если родитель со своей стороны готова взять свои слова обратно… Учителю это было очень неприятно. Она сказала, что не ожидала, что родитель может такое написать. Она была в шоке. Ведь в вымогательстве обвинили не только ее, но и всю школу. Для нас, педагогов, это за гранью», — говорит Пчелкин.
Мать ребенка ждет официальных ответов от городских властей на свои жалобы.
Так и есть. Вымогательство! Требуют деньги, которые платить не обязательно, иначе выгонят ребенка. Это не только вымогательство, но еще и шантаж!